"Путь синъицюань заключен в устранении
болезней и продлении жизни но, прежде всего - в науке пестования Дао".
Мастер Бай Сиюань, ХIХ в.
"Синъицюань" переводится как "Кулак формы и воли" и символизирует
единство внешнего и внутреннего в человеке. "Воля человека следует прежде его
формы", "В середине человека живет его волевой импульс, а в приемах ушу
он обретает форму", говорили мастера этого стиля. Синъицюань - один из самых известных и в то же время практически закрытых стилей китайского ушу. Он считается одним из наиболее сложных и комплексных стилей Вместе с тайцзицюань и багуачжан его относят к стилям "внутренней семьи" благодаря детально разработанной системе "внутреннего искусства". Боевой, оздоровительный и духовно-философский аспекты здесь слиты, а боевые методы являются формой передачи духовного учения, истоки которого лежат в древнейших мистических системах Китая. В целостном виде синъицюань считается элитарным стилем, но многие оздоровительные упражнения из этого стиля, например методы дыхания, самомассажа, психотренинга сегодня активно используются в китайской медицине. Рациональная система тренировки позволяет начинать занятия в любом возрасте независимо от физической формы. Постепенно приходит не только крепость мышц, но и очищение души. Как сказали бы сами китайцы, "приходят трансформации духа". Мастер Сунь Лутан, исходя из собственного опыта занятий синъицюань, как-то заметил: "Путь кулачного искусства требует лишь упорной тренировки собственного тела для устранения болезней и обретения долголетия".
ИСТОРИЯ СИНЪИЦЮАНЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В любом силе ушу традиция относит его истоки к глубокой древности, хотя исторически возникновение стилей ушу начинается с XVI-XVII вв. Синъицюань складывается первым из "внутренних" стилей - к концу XVII - началу XVIII вв., а к XIX в. начинает осознаваться не только как стиль реального боя, но и как учение о духовном становлении человека. Традиционная история синъицюань стремится в первую очередь передать "духовный посыл", внутреннюю суть стиля, его метаисторические корни и нередко пренебрегает исторической достоверностью с удивительной для европейца легкостью. Так, подчеркивая родство синъицюань с древней даосской философией, в числе основателей стиля легенды называют Лао-цзы (VI-IV вв. до н.э.), который говорил об обретении через Дао "истинности" действия, движения, формы. Мастерство - гунфу - связывается с прозрением собственной внутренней природы путем даосских способов активной медитации, поэтому еще одним основателем синъицюань считается легендарный Чжан Саньфэн (более известный как создатель тайцзицюань) - даосский алхимик XIII в., "пестовавший Дао" в горах Удань и достигший бессмертия.
Самое известное (особенно за пределами Китая) предание - о Бодхидхарме (Пути Дамо), который передал свое учение о срединном пути самовоспитания на основе медитации монахам Шаолиньского монастыря. Один из первых комплексов Дамо носил название синьицюань, т.е. "мастерство сердца и воли (синьи)". Тот факт, что Дамо не имел отношения к боевым искусствам и, вероятнее всего, никогда не был в Шаолине, не важен для легенды. Она продолжает жить, поскольку утверждает генетическую связь ушу с учением чань-буддизма, как одним из важнейших для Китая методов проникновения в глубины метафизической реальности.
Еще одна мировоззренческая концепция, легшая в основу "внутренних стилей" - неоконфуцианство (XIII в.) Неоконфуцианство связывает просветление с обретением высшего мастерства (гунфу) через практическую, профессиональную деятельность. Таким образом, можно достичь сакральных внутренних глубин, "услышать волю Неба", занимаясь, например, боем с копьем. "Следование воле Неба" отчетливо просматривается в истории Юэ Фэя (XIII в.), знаменитого воина, генерала, вся жизнь которого, в соответствии с конфуцианским идеалом, была служением императору. Юэ Фэй разработал собственный боевой стиль, по принципам напоминающий синъицюань, и обучил ему своих воинов. По преданию, Юэ Фэй составил "Пособие по пяти стилям кулачного боя", которое через 400 с лишним лет после его смерти обнаружил Цзи Цикэ по прозвищу Лунфэн (дракон-вихрь).
С Цзи Цикэ (XVII в.) начинается "фактическая" история синъицюань, временами неотделимая от мифологической. Цзи Цикэ, сын зажиточного землевладельца из провинции Шаньси, был мастером фехтования на длинных копьях. Школы боя с оружием главенствовали в ушу до ХVIII в., и большинство стилей кулачного искусства отпочковались от них. Согласно истории синъицюань, именно Цзи Цикэ первым задумался о том, как применить принципы боя с оружием к кулачному искусству. Разработанный им стиль строился на основе "шести взаимосоответствий", перенесенных из принципов боя с копьем, и "пяти типов ударов", возможно, связанных с легендарным трактатом Юэ Фэя.
Практически любой стиль ушу так или иначе связан с "сакральными животными" древнекитайского пантеона. В синъицюань первыми "формами животных" стали формы журавля и медведя. По распространенной легенде, Цзи Цикэ сопоставил различия в тактике боя с внутренней природой этих животных: журавль воплощает ян, медведь - инь. Чередование движений медведя и журавля соответствуют взаимному переходу инь и ян.
Цзи Цикэ передал свои познания Цао Цзиу, впоследствии главнокомандующему гарнизона провинции Шаньси, и Ма Сюэли из Хэнани. Именно Цао Цзиу собрал и систематизировал те приемы и принципы, которые разработал Цзи Цикэ, поэтому в некоторых школах именно он считается основателем синъицюань.
До XIX в. стиль преподавался исключительно по семейной линии. Эту традицию нарушил Дай Вэньсюн, взяв в ученики Ли Фэйюя, который больше известен как Ли Лонэн или Ли Нэнжэнь. Благодаря Ли Лонэну синъицюань стремительно, практически за два десятилетия, развился от чисто прикладных методик до "внутренней" системы. Ли Лонэн вводит учение о пяти базовых элементах, соответствующих пяти первостихиям мироздания. Они соотносятся с органами человеческого тела, с меридиональной системой циркуляции ци, со сторонами света, с магическими знаками мироздания - триграммами и гексаграммами - и т.д. Таким образом, посредством занятий "кулаком пяти первостихий" человек оказывается вплетенным в сложную систему взаимодействия вселенских сил.
Следующий шаг в создании учения синъицюань делает ученик Ли Лонэна, великий мастер Го Юньшэнь по прозвищу "Го - Священный удар". Он утверждает, что важна не техника нанесения удара, а состояние сознания бойца. "Истинное" состояние сознания дает возможность "пред-удара" - "психологического" и "энергетического" подавления противника взглядом, поведением, движением. В этом состоянии боец просто "слышит" намерения противника и его психологический настрой.
Сунь Лутан, великий мастер и теоретик синъицюань, доводит до логического конца учение Го Юншэня о необходимости очищения сердца. По Сунь Лутану, единственный смысл занятий синъицюань - это возвращение к первоначальной чистоте. Когда человек приходит к этому состоянию, то ему больше не нужны никакие формальные занятия, ибо цель достигнута: он обрел свою истинную природу и стал равным вселенной...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИНЪИЦЮАНЬ
Хэбэйское и шаньсийское направления в общем схожи между собой. В шаньсийском направлении выполнение всех приемов предельно динамично, позиции узкие и собранные, а выброс силы очень точен. Движения округлы и идут по плавной дуге, считается, что боец перекатывает в руках большой шар. В хэбэйском направлении позиции более открыты, меньше круговых и больше колющих движений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий