Занятия традиционными воинскими искусствами формируют многомерное состояние сознания, качественно отличающееся от профанного, обыденного. Его свойствами являются творчество, волевая устремленность, осознанность, спокойствие, устойчивость и незамутнённость, нравственность, удовлетворённость, сострадательность, способность полного пребывания в настоящем, используя опыт прошлого и предвидя будущее. На наш взгляд, человека, соединяющего в себе указанные модусы, можно назвать духовным. Подобного рода воинская духовность крайне необходимо в современном мире. Это обусловлено тем, что ныне существующая система общественных отношений занимает чрезвычайно агрессивную позицию по отношению к творческой личности. Творчеству нового содержания оно предпочитает производство новой формы, очередной иллюзии, связанной с ненасытной потребностью эго в «хлебе и зрелищах» Под совершенством понимается эффективность выполнения продуктом (за какового считается и человек!) надлежащих функций и степень оптимальности ресурсных затрат. Очевидно, что одной из существеннейших проблем современности является развитие тенденции забвения традиционных культурных возможностей гармоничного единения природы и цивилизации, социального, прошлого, настоящего и будущего, индивида и общества. В этом отношении категориально, без тени пафоса можно определить как «культурный герой» онтологический статус человека, сохраняющего и совершенствующего собой ту или иную живую, созидательную традицию, в том числе и традиционное воинское искусство. Независимо от своего желания, такой человек ныне противостоит «не помнящей родства» масс-культуре, живущей согласно пословицам «своя рубашка ближе к телу» и «после нас – хоть потоп». Не случайно полумифические основатели мощнейших духовно-культурных течений в качестве одного (и, зачастую, главного своего совершенства) имели владение системой воинских навыков, полученных традиционным образом – от компетентных учителей – людей и богов. К таковым относятся Гильгамеш для древнего Шумера, Хуан-ди для Древнего Китая, Тесей, Геракл для Древней Эллады, Феридун для иранцев, Кришна для индо-ариев, Вайнямейнен для многих финно-угорских народов и т.п. Древние посредством мифологического языка достаточно чётко обозначили творческие во всеобщем смысле потенции традиционного боевого искусства и связали их с формированием особого, непрофанного типа сознания у адепта воинской традиции.
☯ Никишин С.В.
☯ Никишин С.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий