1. В результате освоения воинского искусства происходит существенное развитие способностей к выполнению сложнокоординационной работы, включающих в себя как гармоничную работу всех частей тела, так и умение гармонично (адекватно) взаимодействовать с партнёром и даже с противником. Выполнение такого рода работы способствует нарастающей активизации всё больших и больших участков коры больших полушарий, и, следовательно, качественному развитию головного мозга. В этом отношении абсолютно справедлив марксистский афоризм, что «труд создал человека» как разумное существо.
2. Достижение высокого уровня в освоении традиционного воинского искусства трудно представить без развития таких личностных качеств как способность к концентрации, спокойствие, терпение, уверенность и мощная эмоциональная устойчивость – даже в экстремальных ситуациях. Приобретение данных качеств влечет за собой существенное упорядочивание деятельности сознания, связанное с избавлением от хаотических элементов, каковые вызываются постоянным перепрыгиванием с одной мысли на другую, затуманиванием адекватного отражения окружающего мира посторонними эмоциями и т.п. Очевидно, что снятие хаоса сознания ведёт к увеличению быстроты, правильности и объективности мышления, интенсификации способности принимать решения (причём не скоропалительные), брать ответственность на себя и т.п. Одновременно, резко понижается восприимчивость к разного рода стрессам, каковые являются в настоящее время, бичом обыденного человеческого сознания, крайне негативно сказываясь и на здоровье тела, и на здоровье разума. Стрессогенные для обыденного сознания факторы, наличие которых объективно обусловлено достаточно агрессивной средой обитания человека, перестают восприниматься как эмоционально дискомфортные, вследствие чего более чётко видятся пути их устранения. Таким образом, для упорядоченного благодаря указанным факторам сознания даже стрессы начинают играть не деструктивную, но творческую, созидательную роль.
3. Занятия традиционным воинским искусством способствует формированию постоянно возобновляемого естественного волевого усилия. Под естественностью в данном случае подразумевается способность выполнять то или иное, зачастую нелёгкое, дело не путём жёсткого самопринуждения, но посредством формирования устойчивой привычки к достижению результата. Эта привычка возникает благодаря включённости в последовательный тренировочный процесс, который есть ни что иное, как отражение в конкретной практике всеобщего закона перехода количественных изменений в качественные. Привычка спокойно реализовывать результат, с одной стороны, минимализирует возможность надрыва, а с другой стороны, постепенно устраняет сомнительную необходимость постоянного обновления мотивации, выдвигая на первый план не цель, а процесс, в совершенном осуществлении которого и кроется тайна всякого серьёзного достижения. Очевидно, что сознание, структурированное постоянно возобновляемым естественным волевым усилием, значительно повышает свой коэффициент полезного действия.
4. Занятия традиционными воинскими искусствами, моделируя многоразличные ситуации боевого характера, требуют оригинальной, непредвзятой и адекватной реакции на них. Вследствие этого, адепт формирует свои творческие способности, учится учитывать и использовать собственные индивидуальные особенности. В противном случае, он станет предсказуемым, а это в реальной боевой ситуации зачастую ведёт к поражению и даже к смерти. Таким образом, сознание человека, формирующегося внутри воинской традиции, получает постоянно обновляемый творческий стимул.
5. Состояние сознания, формируемое воинскими искусствами, имеет различные взаимопереплетающиеся модусы. Наиболее существенными из них, на наш взгляд, являются: осознанность и ясность восприятия по отношению к различным процессам, происходящим в микро- и макрокосме; состояние безмыслия и спонтанно-адекватной реакции на «вызовы» окружающей среды; творческое мышление, гармонично сочетающее логику и интуицию. Невзирая на кажущееся противоречие все эти модусы органично сочетаются в деле разрешения боевой ситуации. Их культивация способствует развитию умений предвидения, постановки себя на место другого, разотождествления с собственным сознанием. Если присовокупить к этому определенное разотождествление с собственным телом путём развития иммунитета, привыкания к боли, повышения порога болевой чувствительности, то можно заключить, что сознание, пользуясь средствами традиционных воинских искусств, способно постепенно стереть грань между субъектом и объектом, вывести человека за пределы собственного эго и привести к самоидентификации с другим человеком, социальной группой, природными стихиями и целой вселенной. Этому также способствуют различные медитативные практики, необходимым образом включенные в целостную систему, пожалуй, любого традиционного воинского искусства. Таким образом, адепт может развить до качественно более высокого уровня коммуникативные способности своего сознания. Стирание границ собственного эго естественным образом ведёт к формированию гуманистического, нравственного отношения к другим живым существам. В этом аспекте также высокую развивающую роль играют такие элементы традиции, как уважение и благодарность к мастеру и учителю, уважение к партнёрам, которые также находятся в живом теле традиции и, совершенствуя себя, помогают совершенствоваться каждому адепту.
☯ Никишин С.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий